Почему дети заикаются и как это исправить?

О возникновении заикания и коррекционной работе

 0
Почему дети заикаются и как это исправить?

Почему дети заикаются и как это исправить?

В мире 70 миллионов заикающихся - это почти половина жителей России. В большинстве случаев заикание возникает в период активного развития речи в дошкольном возрасте, и, хотя сейчас есть методики коррекции речи при заикании, помочь удается не всем.

Что такое заикание? Заикание - это расстройство коммуникации, при котором отмечается прерывистость речи, повторы, паузы. Заикание может быть выражено как в легкой, так и в средней и тяжелой степени. Причем в зависимости от условий, в которых происходит общение, выраженность проявлений заикания может быть различной. Так, например, наиболее сложными будут ситуации, когда человек общается на эмоционально значимую тему, или ему нужно быстро сообщить какую-то информацию, или разговор происходит в непривычных для него обстоятельствах и так далее...

Каковы причины заикания? Традиционно причины заикания делят на две групы: производящие и предрасполагающие. К предрасполагающим относят ослабленность нервной системы, которая составляет благоприятный фон для снижения ее адаптивных возможностей посредством производящих причин. Наиболее частыми производящими причинами могут быть слишком раннее или позднее развитие речи, форсирование речевого развития, слишком сильный эмоциогенный фактор (как положительный, так и отрицательный) и так далее. Вопросы наследственности в проявлении заикания у детей (по некоторым данным, примерно 40–50% случаев возникновения заикания) в настоящее время учеными связываются с наследованием типа нервной системы.

Важная роль в появлении и хронификации заикания связана с состоянием внеречевых процессов (особенностями внимания - сложности переключения, концентрации и так далее, трудностями организации деятельности и поведения и пр.). Развитие этих процессов также напрямую зависит от характеристик нервной системы и, согласно данным ученых, отмечается у ребенка еще до возникновения заикания.

Как бороться с заиканием? Работа по коррекции заикания всегда должна иметь комплексный, междисциплинарный характер и предусматривать работу как специалистов медицинского профиля, так и педагогов, - и прежде всего учителя-логопеда.

В работе специалистов психолого-педагогического сопровождения основными являются два подхода, они отличаются видами речи, с которых начинается освоение навыков плавной речи. Первый подход - комплексный. Он предусматривает последовательный переход от несостоятельных форм речи к самостоятельным. То есть сначала ребенок говорит вместе с учителем-логопедом, а затем, вслед за ним, позже переходит к ответам на вопросы с опорой на наглядность. Именно в рамках этого подхода были разработаны первые отечественные методики коррекции заикания для групп детей дошкольного возраста. Второй подход - психолого-педагогический. Он был предложен советским психологом Розой Евгеньевной Левиной и предполагает с самого начала работу над самостоятельными формами речи. В этом случае формирование навыков плавной речи строится с опорой на этапы развития речи в онтогенезе: сначала ребенок, отвечая на вопросы учителя-логопеда, говорит о том, что делает, наблюдает, затем о том, что только что сделал и позже переходит к рассказу о том, что будет делать.

Важная роль в рамках психолого-педагогического подхода отводится нормализации внеречевых процессов, которые считаются базисом для совершенствования речевой деятельности детей. Говоря о коррекции заикания важно помнить, что важный фактор эффективности коррекционной работы - это время начала коррекции. Чем раньше - тем лучше. Это связано с тенденцией к усилению проявлений заикания по мере осознания ребенком дефекта и появлением психологических наслоений. Так, дети дошкольного возраста, часто даже осознавая свой дефект не испытывают глубоких психологических переживаний, а уже в школьном возрасте дети испытывают страх перед речью, стараются избегать общения, а иногда и вовсе воспринимают все свои удачи и неудачи через призму речевого дефекта.

По мере взросления детей меняется и методика коррекции: большую роль приобретает сознательная работа над речью, устранение фиксированности на дефекте, логофобии, речевых и неречевых уловок. К сожалению, у коррекции заикания нет стопроцентной эффективности. Одна из главных причин - недостаточная нацеленность семьи на устранение дефекта. Только желания избавить ребенка он проблемы недостаточно: родители должны сами стать активными участниками коррекционного процесса. Как лекарства помогают бороться с заиканиями? Лечебно-оздоровительная работа — необходимая и значимая составляющая коррекции и реабилитации. При этом медикаментозное воздействие - это лишь часть лечебно-оздоровительной деятельности. Применение лекарственных препаратов должно быть назначено врачом, исходя из состояния нервной системы и проявлений заикания. Помимо медикаментозного воздействия, в реабилитации заикающихся применяются лечебная физкультура, физиотерапия, психотерапия.

На что родителям стоит обратить внимание? Прежде всего родителям следует обратиться к учителю-логопеду при появлении запинок в речи ребенка, поскольку важно не допустить хронификации заикания. Наиболее благоприятный период - первый месяц от момента появления запинок. Специалист сможет отличить запинки судорожного характера от запинок несудорожного характера - физиологических итераций, которые являются частью естественного процесса развития речи и появляются в период интенсивного становления фразы. Главное правило при появлении первых признаков заикания - не фиксировать внимание ребенка на наличии запинок, поскольку дети часто не осознают свой дефект, что облегчает процесс коррекционной работы. Далее перечислены общие рекомендации при появлении запинок. Важно исключить эмоциональные перегрузки. Временно отказаться от походов в театр, зоопарк, кино, приема гостей и других событий, которые эмоционально дестабилизируют ребенка. Лучше, если ребенок со значимым взрослым уедет на некоторое время в тихое место, где будет меньше факторов, способствующих перевозбуждению.

Важно ограничить просмотр ребенком телевизора, убрать другие электронные средства, доступ к которым у него есть. На первое время стоит даже ограничить набор книг, которые читаются ребенку. Общение с ребенком в семье сложно ограничить, но можно говорить с ним, используя наиболее легкие формы речи или побуждать его отвечать одним словом с опорой на наглядность. Например, спрашивать: «Что ты будешь есть - суп или кашу?» Важно формулировать вопрос так, чтобы в нем уже содержался ответ. Также для снижения выраженности запинок рекомендуется использовать шепотную речь. Снижение тона голоса взрослого приводит к автоматическому уменьшению громкости речи самого ребенка. В результате напряжение в органах артикуляции уменьшается, и ребенку становится легче говорить.

Как уже было отмечено, слабость нервной системы обуславливает наличие особенностей внеречевых процессов заикающихся. Главная линия в нормализации этих процессов - развитие произвольности. Для этого должна быть выстроена система правил и требований, которая комфортна и понятна для ребенка.

Речь - деятельность, которая зависит от умения контролировать свое поведение. Овладение этим навыком - длительный процесс, который проходит на протяжении дошкольного возраста. Чем лучше ребенок научится контролировать свое поведение, тем быстрее он сможет справиться с заиканием.

Источник 

ЗАПИСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ССЫЛКЕ - https://semkrug.ru/booking.

Вы всегда можете связаться с нами по телефону: +7 925 0424308 , WhatsApp или по электронной почте - info@semkrug.ru.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал - t.me/semkrug
Адрес - 119117, Москва, ул.Пятницкая, д.43, стр. 3, 3-й подъезд.
Посещение возможно по предварительной договоренности.
Парковка доступна по запросу и при наличии свободных мест.

Елена Чернавцева Детский психолог-консультант